"Обмыть" и "проставиться": почему в СССР после большой покупки угощали водкой

Читати українською
Автор
14411
Не обмоешь — не поедет, верили в СССР
Не обмоешь — не поедет, верили в СССР. Фото Сгенерировано ИИ ("Телеграф")

Традиции появились вынужденно, из-за социально-экономической системы страны

Со времен Советского Союза помним, что любую крупную покупку следует обязательно "обмыть", иначе автомобиль на третий день сломается, сапоги порвутся, а шубу украдут из гардеробной в театре. Кроме того, необходимо было еще и "проставляться" — за новую работу, рождение ребенка или отпуск. Если не проставишься, то все — и дети несчастными будут и с работы, в конце концов, уволят.

"Телеграф" разобрался, откуда пошли такие странные традиции. Оказывается, они имеют непосредственную связь с социально-экономической системой, в которой жили советские люди.

В середине XX века антрополог Джордж Фостер, изучая мексиканских крестьян, описал концепцию "ограниченного блага". При чем здесь СССР? Всё просто.

Социально-экономическая система, существовавшая в Советском Союзе, отражала то же самое — дефицит товаров, отсутствие возможности создать собственное дело и "вырваться в люди", вынужденная экономическая пассивность и полная зависимость граждан от плановой государственной экономики. Это и сформировало особое отношение к "ограниченным благам" в закрытых обществах, которым и был, в частности, СССР.

Концепция "ограниченного блага"

Простыми словами концепция звучит так: все блага – богатство, здоровье, статус – в закрытых обществах существуют в ограниченном количестве: их невозможно увеличить, а можно только распределять и перераспределять между членами сообщества. В таком обществе человек может улучшить свое положение исключительно за счет других — если кто-то берет себе большой кусок от общего пирога, другие неизбежно получат меньше. То есть улучшение чьего-либо благосостояния нарушает общий "баланс", и воспринимается как угроза не конкретным людям, а всему сообществу.

На конкретном примере это выглядит так: кто-то купил себе телевизор — в результате тотального дефицита и перераспределения, другой потерял эту возможность.

Отсюда и возникла традиция "обмывать" и "проставляться". Она имела целью нивелировать "успех" человека в чем-то перед другими. То есть тот, кто урвал себе телевизор, должен вернуть сообществу "его долю" с помощью символического расходования своих средств. Таким образом, организация застолья или банкета за счет того, кто приобрел что-то дорогое или дефицитное, было определенным ритуалом — человек показывал, что остается частью общества и "компенсирует" другим их неудачу.

Конечно, советские люди и не подозревали о существовании такой концепции. На подобные действия их толкали закрытое общество и социально-экономическая система СССР. Люди скорее инстинктивно чувствовали необходимость символически поделиться лишним благом со своей группой, чтобы не нарушать баланс и не вызывать зависть.

Современным украинцам не нужно придерживаться ни одной из этих традиций. Мы живем в открытом обществе и давно забыли о дефицитах, плановой экономике и зависимости от государства. Давние советские традиции уже можно забыть.

Ранее "Телеграф" писал о 7 нищих привычках, оставшихся со времен СССР. Блогер и исследователь советского быта Максим Мирович советует избавиться от этих привычек как можно быстрее, чтобы больше не страдать "синдромом нищего".