Они били врага не хуже мужчин: тайны женской жизни на Запорожской Сечи
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 509
Отважные казачки – героини, о которых не говорят
В подавляющем большинстве исторических источников долгое время было мнение, что на Запорожской Сечи не было места для женщин. Как будто казакам под страхом смерти запрещалось приводить туда женщин. Это отвечало представлениям о запорожцах как об аскетических рыцарях, отрекшихся от семейной жизни ради военного дела.
Однако на самом деле роль женщин в культуре и быту Запорожья была гораздо более заметной, как сообщает портал artefact.org
Женщины и казацкая культура
Во-первых, существуют свидетельства, что в Запорожье функционировали зимовники, где казаки жили со своими женами и детьми. В фольклорных произведениях, в частности балладе "Песня казака Плахты", упоминается быт запорожцев-семьянинов. Итак, казаки не всегда были безбрачными аскетами.
Во-вторых, женщины часто сопровождали казачьи отряды в военных походах. Это были преимущественно супруги старшины и состоятельных казаков, а также служанки, кухарки, гадалки. Они выполняли различные функции от медицинской помощи до разведки.
В-третьих, отдельные смелые женщины непосредственно участвовали в боевых действиях, переодеваясь мужчинами. Известны случаи женщин-атаманов, руководивших казацкими отрядами. Например, атаманша Настя носила мужскую одежду и возглавляла казаков настолько умело, что они не догадывались о ее поле.
Следовательно, участие женщин в военных делах Запорожья было традиционной нормой, а не исключением. Женское присутствие в казацкой среде вообще не противоречило его воинствующей культуре. Напротив, они органически дополняли его.
Но все же роль женщин в жизни Запорожской Сечи была ограничена патриархальными обычаями. Женщины не могли занимать официальные должности или получать казацкие звания. Их активность реализовывалась скорее неформально. К примеру, влиятельные казацкие дружины или любовницы играли заметную роль в принятии решений, хотя формально это делали их мужья.
Также некоторые исследователи выражают сомнения в массовом присутствии женщин непосредственно на территории Сечи. Скорее всего, они находились в окрестностях, на хуторах и в зимовниках. А на саму Сечь приходили только эпизодически и с определенной целью.
Несмотря на ограниченные права и возможности в патриархальном запорожском обществе, женщины играли немаловажную роль в поддержании его быта, хозяйства, культуры. Они также проявляли героизм и отвагу в трудные времена, участвуя в военных делах. Женское присутствие было неотъемлемой частью казацкой жизни, хотя и имело свои ограничения и особенности.
Напомним, ранее "Телеграф" рассказывал, какие фамилии в Украине давали запорожским казакам. Также мы рассказывали, какие фамилии давали россиянам, примыкающим к запорожским казакам.