"Разлагали юные умы": какие танцы и почему были запрещены во времена СССР
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Танцы называли одним из каналов проникновения в молодежную среду мелкобуржуазного воздействия
Советские власти контролировали все аспекты жизни своих граждан. Так, в раннем и среднем СССР считалось, что некоторые танцы могут "разлагать умы молодежи", а танцевавшие под западную музыку могли с легкостью записать к предателям Родины.
Среди разрешенных танцев были только содержащие народные творческие элементы: присядка, лезгинка или гопак. Однако даже в таком случае, человеку, который имел партийный билет, должно было быть стыдно выполнять подобные "выкрутасы" на людях.
Что касается западных танцев, то здесь вообще… Долгие годы в СССР даже думать об этом было преступлением. "Телеграф" сделал для вас подборку танцев, которые были запрещены в СССР.
В 1922 г. состоялась Вторая Всероссийская конференция комсомола, где танцы назвали одним из каналов проникновения в молодежную среду мелкобуржуазного влияния. Особенно активные деятели в 1924 г. писали: "…мы не отрицаем огульно всех танцев, а лишь указываем на вредность современных буржуазных, отражающих сексуальные моменты во всех формах (типа танго). Мы принимаем танцы, где есть налицо элемент творчества, как, например: кавказская лезгинка, русская присядка и украинский гопак".
Большевистский и советский деятель, организатор массовых репрессий Сергей Киров возмущался: "У человека комсомольский билет, а он мечтает о выкрутасах".
Танец "Чарльстон"
Танец, названный в честь города Чарльстон в Южной Каролине. Музыка, под которую исполняли чарльстон, стала популярной в США после премьеры на Бродвее шоу "Runnin’ Wild", в котором дебютировала песня "The Charleston", написанная Джеймсом П. Джонсоном.
Впервые чарльстон зрители увидели в США на одном из шоу Бродвея в начале 20-х годов прошлого века. Он стал настолько популярным, что его танцевали даже чопорные аристократы Великобритании. Но идеологическое начальство СССР запретило танец. Лишь в начале 60-х власти стали закрывать глаза на чарльстон в общественных местах.
Танец "Танго"
Танго начали практиковать еще в Российской империи. Аргентинский танец сразу не пришелся по душе россиянам. Более того, запрещалось даже произносить его название, за это могли привлечь к административной ответственности. Лишь в начале перестройки, танго начал набирать популярность. В СССР даже начали проводить конкурсы, в которых мог принять участие любой.
"Рок-н-ролл" и "буги-вуги"
Эти танцы были самыми популярными среди стиляг, пытавшихся во всем подражать Западу. Пластинки с запрещенной музыкой доставали через десятки рук. Властью СССР была развернута целая кампания, целью которой была борьба со стилягами и их интересами к афро-американским традициям.
Танец "Твист"
Во всем мире американский твист начали танцевать в начале XX века, но не в СССР. Советская идеология считала его очень противоречивым. Молодежь собиралась на подпольных дискотеках и изучала танцевальные движения. Лишь к концу 1964-го твист официально разрешили. Даже в фильме "Кавказская пленница" Наталья Варлей выполнила несколько зажигательных движений из этого танца.
Танец "Фокстрот"
Первоначально танец фокстрот был принят советскими хореографами. Но с началом НЭПа власти начали считать, что этот танец подходит только для буржуазных вечеров. В газетах стали печатать позорящие танец статейки. Его запретили выполнять на общественных мероприятиях и домах культуры. Любители фокстрота организовывали подпольные клубы.
В журнале "Жизнь искусства" была опубликована статья под названием "Новый вид порнографии. Танец фокстрот", где танец называли "болезнью века" и даже "сексуальной патологией"! Автор статьи – редактор журнала – требовал от Репертуарной комиссии принять меры "к прекращению этой замаскированной порнографии".
Комсомольские активисты выступали с возмущенными публикациями в газетах: "На фокстротные платья, туфли, сумочки, на оборудование… уходят тысячи каждый день…". Фокстрот называли "самой простой имитацией самого интимного акта". В результате в 1924 г. был издан циркуляр Главреперткома, запретивший исполнение американских танцев на эстраде и в советских учреждениях.
Правда, запрет длился недолго, и в начале 30-х годов танец снова вернули на танцплощадки.
Напомним, ранее "Телеграф" писал о том, почему в СССР нельзя было заниматься йогой, каратэ и играть в бильярд. Власти боялись давать гражданам свободу выбора.