"20 дней в Мариуполе" стал первым украинским фильмом, который получил "Оскар": как снималась картина

Читати українською
Автор
5358
Мстислав Чернов стал первым украинским режиссером, который получил премию BAFTA Новость обновлена 11 марта 2024, 09:20
Мстислав Чернов стал первым украинским режиссером, который получил премию BAFTA. Фото Getty Images

Режиссер Мстислав Чернов рассказал, как снимал этот фильм

В этом году Украина получила "Оскар" за фильм "20 дней в Мариуполе" в номинации "Лучший документальный полнометражный фильм". Картину снял украинский режиссер Мстислав Чернов. "Телеграф" рассказывает, как снимался фильм и чем известен его режиссер.

Рекордсмен по наградам

До сих пор самым титулованным украинским фильмом считается "Племя" Мирослава Слабошпицкого. Напомним, что драма Слабошпицкого собрала более 30 наград разных кинофестивалей, среди которых три от Каннского кинофестиваля. "20 дней в Мариуполе" уже собрали почти такое же количество номинаций и уже имеет несколько побед, которых другие украинские фильмы не одерживали. В частности, он был признан лучшим документальным фильмом по версии главной британской кинопремии BAFTA, а также рядом гильдий и объединений кинокритиков среди которых Лондонский союз и Национальный совет кинокритиков США. На данный момент фильм имеет уже 17 наград.

Западная пресса очень благосклонно отреагировала на этот фильм и в каждом отзыве говорится о том, что это журналистский подвиг, снять такую картину.

В частности, кинокритик американского сайта IndieWire, который посвящен независимому кино, написал: "полное отрицание репортажа Чернова со стороны Кремля — самое большое одобрение, которое только может быть".

Кроме этого "20 дней в Мариуполе" выдвинут на самую авторитетную и значимую украинскую премию в области культуры и искусства, шевченковскую.

О чем фильм и как снимался

Фильм рассказывает о 20 днях, которые Чернов со своими коллегами провел в осажденном Мариуполе после начала вторжения России в Украину. Вместе с группой Associated Press они документировали все, что происходило в городе с 24 февраля по 15 марта, после чего выехали из города по гуманитарному коридору.

В картине Чернов общается с людьми, а также снимает захоронения местных жителей, осаду и уничтожение города российскими военными.

В Мариуполе Мстислав оказался неслучайно. По его словам накануне начала полномасштабного вторжения он находился в Бахмуте и уже за несколько дней ему было понятно, что война вот-вот начнется и Мариуполь станет одной из главных целей россиян.

"После того как им не удалось захватить Мариуполь в 2014 году стало понятно, что это одна из стратегических и символических целей для них. Для россиян важно было пробить коридор в Крым. Важно было захватить город, который был бы примером для украинцев, как Донецк или Луганск. Но мы не ожидали, что его так быстро окружат и будет столько разрушений. И уж тем более, что будет разрушено около 90 процентов. Опять же, мы не ожидали, что россияне будут захватывать все города. Мы думали, что продвижение будет только на Донбассе", — сказал в одном из интервью Чернов.

Однако в картине не просто фиксируются разные моменты жизни Мариуполя в тот период. Чернов пользуется своим особым подходом к героям своей ленты. Он всегда спрашивает людей о том, что они чувствуют в тот момент.

Одними из самых щемящих кадров, которые есть в этой картине, это съемки в мариупольской больнице, куда постоянно свозили раненых.

Как рассказывает в своих интервью Мирослав, эта больница и ее сотрудники знакомы ему еще со времен COVID-19. Во время войны она стала местом проживания съемочной группы по разным причинам. И одна из них, это наличие электроэнергии. Таким образом у них была возможность заряжать камеру. А кроме этого, из ее окон открывался хороший обзор и можно было даже увидеть, как проходят бои.

"Мы вместе с пациентами и другими людьми спали здесь на полу и прятались в укрытии во время бомбардировок. Таким образом мы сблизились с местными врачами, которые потом спасли нам жизнь, дав возможность переодеться в медицинские халаты", — говорит режиссер.

Одним из самых известных моментов этого фильма стал эпизод в котором российский танк поворачивает башню и стреляет по жилому многоэтажному дому. Сцена и так страшна, но она становится еще более драматичной после того, когда узнаешь, что от этого выстрела погибло двое людей. И еще одна сцена с танком, когда он, опять же, поворачивает свою башню в сторону больницы и наводит свою пушку как раз в то место, где находится камера. Слава богу, что именно в тот момент он не выстрелил. Однако позднее, по словам Чернова, когда его там не было, снаряд попал туда.

Самым сложным или тяжелым для Чернова во время съемок этого фильма и вообще пребывания в Мариуполе были не лишения. Хуже всего было смотреть на людей, которые решили сдаться. И дело тут не в том, что они пошли на это. А в том, что они полностью разочаровались во всем и потеряли смысл жизни. В дальнейшем этих же людей, по словам репортера, казнили.

"Главную цель, которую мы ставили, это показать не бои, а страдания людей. Чтобы все увидели настоящее лицо этого вторжения. А это мирные люди, которые были убиты. После Мариуполя мне стало понятно, какую тактику дальше будут использовать россияне. К сожалению к человечности это не имеет никакого отношения и так будет везде в Украине", — комментирует Мстислав.

Полностью фильм "20 дней в Мариуполе" можете посмотреть здесь.

Как вывезли материал

Когда съемочная группа приняла решение, что нужно покидать Мариуполь, город уже был окружен и им пришлось пройти более десятка российских блокпостов. По словам Чернова, частично их спасло то, что в первые дни работы гуманитарного коридора росси1йские военные недостаточно внимательно обыскивали. При этом стереть все в телефоне до базовых настроек, не вариант. У россиян были специальные устройства и программы с помощью которых все это можно было восстановить. Но ими они начали пользоваться позднее. Что же касается других носителей информации на которых были записи, то эти диски и фоэшки прятали под сидения и в других местах в машине. Всего на них было 30 часов видео. А карточку из телефона защитницы "Азовстали" Тайры продюсер съемочной группы Василиса Степаненко спрятала в свой тампон.

"Важно было не просто вывести эти видео. Важно, чтобы это были оригиналы. Потому что, если когда-нибудь будет суд, нужны будут именно они", — говорит режиссер.

Чем раньше занимался Мстислав Чернов

Мстислав Чернов украинский журналист, писатель, режиссер и фотограф из Харькова. В этом году Мстиславу исполняется 39 лет.

Освещал Революцию достоинства, Войну на востоке Украины, последствия сбития Boeing 777 Malaysia Airlines, Сирийскую гражданскую войну, битву при Мосуле в Ираке, Российское вторжение в Украину 2022 года, включая Блокаду Мариуполя (за эту работу получил награды Пулитцеровскую премию за служение обществу).

Во время освещения событий с Майдана во время Революции Достоинства на него несколько раз нападали. Кроме этого сотрудники полиции повредили репортеру руку, разорвали его удостоверение и уничтожили фотоаппаратуру. При следующем столкновении в него бросили светошумовую гранату в результате чего Мстислав получил ранения глаз и ног.

Кроме освещения горячих событий работал как фотограф и проводил свои выставки. В украинском конкурсе Фотограф года в номинации "Документальная фотография". Тогда же Чернов стал победителем Pentax Awards Ukraine 2013 и конкурса "Лучший пресс-фотограф Украины" в номинации "Портрет". К тому времени Чернов фотографировал в более чем сорока странах.

Летом 2013 года, фотографируя в Стамбуле, Чернов оказался посреди протестов в парке Гези и на площади Таксим. Проявления насилия поразили Чернова и послужили поводом его перехода от художественной и документальной фотографии к освещению конфликтов и войн.